ѕреодоление дисграфии


07.02.2015

ƒисграфи€ – это частичное нарушение процесса письма, про€вл€ющеес€ в стойких, повтор€ющихс€ ошибках.

  ƒисграфи€ – это частичное нарушение процесса письма, про€вл€ющеес€ в стойких, повтор€ющихс€ ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
ƒисграфи€ составл€ет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихс€ у учащихс€ мвссовых школ. ќна €вл€етс€ серьезным преп€тствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучени€, а на более поздних – в усвоении грамматики родного €зыка.
¬ современной литературе дл€ обозначени€ специфических расстройств письма используютс€ различные термины. „астичные нарушени€ письма называютс€ дисграфией, полна€ неспособность письма – аграфией.
¬ р€де стран (например, в —Ўј) нарушени€ чтени€ и письма определ€ютс€ одним термином «дислекси€». ¬ других странах специфические нарушени€ письма определ€ютс€ термином «дизорфографи€» (например, во ‘ранции).
¬ отечественной литературе термины «дисграфи€» и «дизорфографи€» противопоставл€ютс€, т.е. разграничиваютс€.
ƒл€ дифференциальной диагностики этих нарушений необходимо уточнить те критерии, на основе которых выдел€ютс€ ошибки при дисграфии и дизорфографии. “аким основным критерием €вл€етс€ тот принцип правописани€, который преимущественно нарушаетс€. »звестно, что в русской орфографии выдел€ютс€ следующие основные принципы:

      фонетический (фонематический),
морфологический,
традиционный.
¬ основе фонетического (фонематического) принципа правописани€ лежит звуковой (фонематический) анализ речи.
—лова записываютс€ так, как они слышатс€ и произнос€тс€ (дом, трава, канава). ѕишущий анализирует звуковой состав слова и обозначает звуки определенными буквами. “аким образом, дл€ реализации фонематического принципа письма необходима сформированность дифференциации фонем и фонематического анализа.
ћорфологический принцип состоит в том, что морфемы слов (корень, приставка, суффикс, окончание) с одинаковым значением имеют и одинаковое написание, хот€ их произношение в сильной и слабой позиции может быть различным (дом – до(а)мј, стол – сто(а)лы). »спользование морфологического принципа предполагает умение определ€ть значащие морфемы слова, определ€ть морфологическую структуру слова, выдел€ть морфемы с одинаковым значением, произношение которых может отличатьс€ в различных фонетических услови€х. ”ровень развити€ морфологического анализа тесно св€зан с развитием словар€ и грамматического стро€ речи.
»,  наконец, традиционный принцип предполагает такое написание слова, которое сложилось в истории развити€ письменности и не может быть объ€снено фонетическим или морфологическим принципом правописани€.

     — учетом принципов орфографии можно сделать вывод, что дисграфи€ преимущественно св€зана с нарушением реализации фонетического принципа, а при дизорфографии нарушаетс€ использование морфологического и традиционного принципов правописани€.
    —имптоматика
¬ соответствии с определением термина «дисграфи€» можно выделить следующие особенности ошибок при дисграфии:
1.  ак и при дислексии, ошибки при дисграфии €вл€етс€ стойкими и специфическими, что позвол€ет отграничить эти ошибки от ошибок «роста», «физиологических» (по Ѕ.√.јнаньеву) ошибок, закономерно встречающихс€ у детей при овладении письмом. ѕри этом следует отметить, что ошибки при дисграфии по внешнему про€влению сходны с так называемыми физиологическими ошибками, ќднако при дисграфии эти ошибки €вл€ютс€ более многочисленными, повтор€ющимис€ и сохран€ютс€ длительное врем€.
2. ƒисграфические ошибки св€заны с несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма, - дифференциации фонем на слух и в произношении, анализа предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза, лексико–грамматического стро€ речи, оптико-пространственных функций.
Ќарушение элементарных функций (анализаторных) также могут приводить к нарушени€м письма. Ќо эти нарушени€ письма не рассматривают€ как дисграфи€.

    Ќарушение письма у детей (например, при задержке психического развити€) могут быть св€заны с педагогической запущенностью, с нарушением внимани€, контрол€, которые дезорганизуют весь процесс письма как сложную речевую де€тельность. ќднако в этом случае ошибки, если они не св€заны с несформированоостью высших психических функций, нос€т не специфический, а вариативный характер и поэтому не €вл€ютс€ дисграфическими.
3. ќшибки при дисграфии характеризуютс€ нарушением фонетического принципа письма, т.е. ошибки наблюдаютс€ в сильной фонетической позиции (лопада – вместо лопата, дм – дом), в отличии от орфографических ошибок, которые наблюдаютс€ лишь в слабой фонетической позиции (вад€ной – вод€ной, дама – дома).
4.  ќшибки характеризуютс€ как дисграфические в том случае, когда они наблюдаютс€ у детей школьного возраста.
” детей дошкольного возраста письмо сопровождаетс€ многочисленными ошибками, сходными по характеру и про€влению с дисграфическими. ќднако у детей дошкольного возраста еще недостаточно сформированы многие психические функции, обеспечивающие процесс письма. ѕоэтому эти ошибки €вл€ютс€ закономерными, «физиологическими».
¬ыдел€ют следующие группы ошибок при дисграфии:

  1. »скаженное написание букв (например, э – с, с – э)

  2. «амены рукописных букв:

  3.  »скажение звукобуквенной структуры слова: перестановки, добавлени€, персеверации, контаменации букв, слогов (н-р, весена – весна, стана – страна, кулбок – клубок).

  4.  »скажение структуры предложени€: рахздельное написание слова, слитное написание слов, контаменаци€ слов (н-р, »степлых странлет€т грачи).

5. јграмматизмы на письме (н-р, много карандашов, нет ключов, на ветков).

                     ¬иды дисграфии 
      ќсновыва€сь на современных представлени€х о сущности дисграфии, наиболее существенным критерием классификации дисграфии €вл€етс€ несформированность определенных операций процесса письма. — учетом этого критери€ можно выделить следующие виды дисграфии:

             јртикул€торно-акустическа€ дисграфи€
Ёта форма дисграфии была выделена ћ.≈. ’ватцевым. ¬ классификации ћ.≈. ’ватцева она была обозначена как дисграфи€ на почве расстройств устной речи, или «косно€зычие в письме».
ћеханизмом этого виды дисграфии €вл€етс€ неправильное произношение звуков речи, которое отражаетс€ на письме: ребенок пишет слова так, как он их произносит.
»звестно, что на начальных этапах овладение письмом ребенок

часто проговаривает слова, которые он записывает. ѕроговаривание может быть громким, шепотным или внутренним. ¬ процессе проговаривани€ уточн€етс€ звукова€ структура слова, характер звуков.
–ебенок, имеющий нарушение звукопроизношение, фиксирует его на письме.
ѕо мнению –.≈. Ћевиной, √.ј.  аше и др., недостатки произношени€ отражаютс€ на письме лишь в том случае, когда они сопровождаютс€ нарушением слуховой дифференциации, несформированностью фонематических представлений.
јртикул€торно-акустическа€ дисграфи€ про€вл€етс€ в смешени€х, заменах, пропусках букв, которые соответствуют смешени€м, заменам, отсутствию звуков в устной речи. Ётот вид дисграфии преимущественно отмечаетс€ у детей с полиморфным нарушением звукопроизношени€, особенно при дизартрии, ринолалии, сенсорной и сенсомоторной дислалии.
¬ р€де случаев замены букв на письме сохран€ютс€ у детей и после того, как замены звуков в устной речи устранены. ѕричиной этого €вл€етс€ несформироанность кинестетических образов звуков, при внутреннем проговаривании не происходит опоры на правильную артикул€цию звуков.
—ледует отметить, что нарушение звукопроизношени€ не всегда отражаютс€ на письме, особенно в тех случа€х, когда слухова€ дифференциаци€ звуков хорошо сформирована, а замены звуков в устной речи обусловлены недостаточностью артикул€торной моторики.

      ƒисграфи€ на основе нарушени€ фонемного распознавани€
                           (дифференциаци€ фонем)
по традиционной терминологии – акустическа€ дисграфи€.
Ётот вид дисграфии про€вл€етс€ в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки, в нарушении обозначени€ м€гкости согласных на письме. „аще на письме смешиваютс€ буквы, обозначающие свист€щие и шип€щие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, вход€щие в их состав (ч – ть, ч-щ, ц-т, ц-с, с-ш, з-ж, б-п, д-т, г-к и т.д.), а также гласные о-у, е-и.
„аще всего механизм этого вида дисграфии св€зан с неточностью слуховой дифференциации звуков, при этом произношение звуков €вл€етс€ нормальным (необходима более тонка€ слухова€ дифференциаци€, чем дл€ устной речи).
¬ других случа€х у детей с этой формой дисграфии имеетс€ неточность кинестетических образов звуков, котора€ преп€тствует правильному выбору фонемы и ее соотнесению с буквой.

     ƒисграфи€ на почве нарушени€ €зыкового анализа и синтеза
ћеханизмом этого вида дисграфии €вл€етс€ нарушение следующих форм €зыкового анализа и синтеза:
анализ предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза.
Ќесформированность анализа предложений на слова обнаруживаетс€ в слитном написании слов, особенно предлогов;

в раздельном написании слов; особенно приставок и корн€.
ѕр-р: Ћетам пареке и дут парходи.
Ќаиболее распространенными ошибками при этом виде дисграфии €вл€етс€ искажение звукобуквенной структуры слова, обусловленные недоразвитием фонематического анализа, который €вл€етс€ наиболее сложной формой звукового анализа.
Ќаиболее распространенные ошибки:

  1. пропуски согласных при их стечении (дожи-дожди, деки-деньки)

  2. пропуски гласных (девчки-девочки, пошл-пошли, тчка-точка)

  3. перестановки букв (кулка-кукла, пакельки-капельки)

  4. добавление букв (весна€-весна)

  5. пропуски, добавлени€, перестановки слогов (весипед-велосипед).

                  јграмматическа€ дисграфи€
про€вл€етс€ на письме и обуславливаетс€ несформированностью лексико-грамматического стро€ речи.
јграмматизмы на письме отличаютс€ на уровне слова, словосочетани€, предложени€ и текста. „аще всего у детей с дисграфией обнаруживаютс€ морфологические и морфосинтаксические аграмматизмы, нарушени€ согласовани€ управлени€.
Ќ-р: «а дома (за домом) сарай.
Ѕыл жарки день.

                       ќптическа€ дисграфи€
Ётот вид дисграфии обусловлен несформированностью зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зритеьного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. ѕри оптической дисграфии наблюдаютс€ следующие виды нарушений письма:
а) искаженные воспроизведени€ букв на письме (неправильное воспроизведение пространственного соотношени€ буквенных элементов, зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы);
б) замены и смешени€ графически сходных букв.
 ак и при дислексии, чаще всего смешиваютс€ либо буквы, отличающиес€ одним элементом (ѕ-“, Ћ-ћ, »-Ў), либо буквы, состо€щие из одинаковых или сходных элементов, но различно расположенных в пространстве (¬-ƒ, Ё-—).
ќдно из про€влений оптической дисграфии зеркальное письмо: зеркальное написание букв, письмо слева направо, которое может наблюдатьс€ у левшей, при органических повреждени€х мозга.
ќптическа€ дисграфи€ подраздел€етс€ на литеральную и вербальную.
Ћитеральна€ дисграфи€ про€вл€етс€ в трудност€х воспроизведени€ даже изолированных букв.
ѕри вербальной дисграфии воспроизведение изолированных букв сохранно. ќднако при написании слов отмечаютс€ искажени€ букв, замены и смешени€ графически сходных букв, контекстуальные вли€ни€ соседних букв на воспроизведение зрительного образа буквы.

                   
     Ћогопед не дублер учител€ и не репетитор, выполн€€ свою основную работу по коррекции имеющихс€ у детей дефектов речи, он должен создать платформу дл€ успешного усвоени€ и правильного применени€ учащимис€ грамматических правил, т.е. подвести учеников к пониманию грамматических правил, с одной стороны, а с другой – закрепить учебный материал, данный учителем, св€занный с коррекционным процессом.
ќсновна€ задача воспитание у детей €зыкового чуть€.
¬заимосв€зь коррекционного и обучающего процессов способствует успешному усвоению учащимис€ материала по родному €зыку в целом.

 

← ¬с≥ публ≥кац≥њ