В чем заключается работа логопеда?


20.09.2017

 

Если спросить у людей разного возраста «кто такой логопед?», можно получить массу интересных и даже забавных ответов. Многие приписывают логопедов к разряду врачей, некоторые думают, что мы лингвисты, часть людей ответит, что логопед – это педагог, работающий в садике. Примерно 20 % даже не скажут вам, что делает человек с такой загадочной профессией. Давайте же раскроем все тайны и узнаем особенности работы коррекционного педагога, в частности логопеда-дефектолога.

Для начала уместным будет развеять миф о том, что логопеды – это врачи. Мы получаем образование в педагогических ВУЗах и в нашей стране являемся именно педагогами. За границей же логопед – это действительно врач, который изучает медицинские тонкости. Украинские же логопеды могут работать в поликлиниках, но чаще всего они исправляют нарушения речи в таких учреждениях, как садик и школа.

Второй ошибочный факт о нашей  профессии – логопед работает только с детьми. К счастью, коррекцию речевых дефектов можно проводить и со взрослыми людьми.  Во взрослом возрасте путь к преодолению нарушений речи более тернистый, так как без самоконтроля  и осознанного желания научиться красиво говорить весьма затруднительно, а результаты работы будут более отдаленными. Большое количество людей связывают свою жизнь с такой профессией, которая требует частых публичных выступлений, интервью на камеру, постоянных деловых переговоров с коллегами. И главным инструментом влияния становится грамотная и чистая речь(согласитесь, сложно завоевать авторитет и добиться успеха, если собеседники вас не понимают). В таких случаях логопед помогает овладеть своими мыслями и учит правильно и красиво излагать их в устной речи.

Третье заблуждение о нашей специальности – работа логопеда  заключается только в постановке/исправлении определенных звуков. На самом деле коррекционный педагог-профессионал охватывает широкий круг «обязанностей». Перечислю некоторые из них:

-постановка звуков, их автоматизация(введение в речь) и дифференциация(работа над различением звуков);

-формирование пассивного и активного словаря и постоянное обогащение его новыми понятиями;

-развитие фонематического слуха и фонематических процессов, без которых невозможно правильное распознавание и воспроизведение звуков;

-работа над мелкой моторикой пальцев рук(стимуляция двигательного центра имеет положительное влияние на развитие речевого центра);

-работа над грамматической стороной речи(формирование грамматических категорий рода, числа и т.д);

-развитие темпо-ритмической и ритмико-интонационной стороны речи(основной акцент на это направление делается во время коррекционной работы с людьми с тахилалией, брадилалией и заиканием);

-работа над связной речью;

-развитие психических процессов(логопед самостоятельно или совместно с педагогомпсихологом проводит коррекционную работу по развитию познавательной сферы);

-исправление нарушений письменной речи (стойкие специфические нарушения чтения и письма);

 -работа над слоговой структурой речи;

-формирование фонационныхголосовых компонентов речи;

Как мы видим, на плечи логопеда возлагается большой список задач, которые он должен проработать и реализовать со своими клиентами.

Итак, каким же образом выстраиваются наши занятия? Логопед в своей работе использует различные методики и разнообразный дидактический материал. Ведь залог результативной работы с детьми – формирования у них интереса к занятиям. Исходя из этого, логопед активно пользуется наглядностью, музыкальными инструментами, мягкими игрушками, специальными игрушками, которые предназначены для сенсорного развития ребенка (кинетический песок, сенсорная доска и т.п.). На каждом занятии проводится артикуляционная гимнастика для тренировки  и разогрева мышц речевого аппарата. В некоторых случаях делается массаж языка, как дополнительная стимуляция мускулатуры. Для постановки звуков нам на помощь приходят «волшебные палочки»  - специальные логопедические зонды.

Как вы видите, все логопедические средства и методики направлены на скорейшую коррекцию речевой сферы и развитие психическихпознавательных  процессов ваших детей. Поэтому, пусть слово «ЛОГОПЕД» теперь не будет пугать ни вас, ни вашего ребенка! Мы с радостью придем вам на помощь и предоставим квалифицированную диагностику и коррекцию речевых нарушений!

С уважением, Арина Александровна

← Все Публикации